Детский сад №29 — Интегрированное познавательно-логоритмическое развлечение для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности детей с ФФНР. «Старичок Домовичок и старые музыкальные инструменты»
Программное содержание.
Развивать музыкально – ритмическое чувство, слуховое внимание, фонематическое восприятие. Расширять знания о музыкальных инструментах, пополнять лексический запас слов, познакомить со словом «камертон». Формировать речевое дыхание, развивать артикуляционный аппарат. Воспитывать любовь к музыке, бережное отношение к музыкальным инструментам.
Ход мероприятия:
М.Р. здравствуйте, дети. Мы зайдем в зал необычно. Я буду петь и показывать движения, а вы как эхо повторять. Заходят в зал под слова: (каждая фраза по два раза)
Здравствуй, солнце золотое! –руки вверх и 2 хлопка
Здравствуй, небо голубое! – помахали ладошками, хлопки по коленям
Здравствуй, вольный ветерок! – руки в стороны, хлопки по коленям
Здравствуй, сказочный денек! — притопы
Мы чудесно все живем – на месте
Вам привет сердечный шлем! – руку к сердцу и в сторону
Вы видите этот старый дом? Я слышала еще от деда, что в нем живет Старичок – Домовичок. Он хранит старинные музыкальные инструменты. Интересно увидеть их и послушать, играют они или нет, ведь они такие старые. Где старина, там всегда есть тайна. Вы знаете, как можно разбудить старичка Домовичка (предложения детей) очень здорово все придумали, а мы попробуем спеть споем.
Пение чистоговорки с движениями.
Чё-чё-чё-чё – греет солнце горячо (по два раза) – скользящие хлопки
Чок-чок-чок (ногу на каблук) – где же наш домовичок – руки в стороны
(проигрыш – кружатся, хлопают)
Чи-чи-чи, старичок слезай с печи — манят руками
Чок-чок-чок (ногу на каблук) – где же наш домовичок – руки в стороны
Домовичок. Кто это расшумелся, кто нарушил мой покой!
М.Р. Ребята. Поздороваемся со Старичком Домовичком.
Дети Здравствуйте!
Домовичок. Здравствуйте, зачем пожаловали?
Дети. Инструменты посмотреть
Домовичок. С удовольствием, давно не встречал таких любознательных гостей. Сначала разгадайте, что это такое, а то я забыл.(подает камертон)
М.р. Какой интересный предмет, а вы знаете, что это? (предположения детей)
Это камертон, он ключ ко всем музыкальным инструментам, потому что помогает их настраивать. Мы как камертончики тоже настроимся на музыкальные инструменты.
Дыхательное упражнение «Звуковое дыхание»
1. (на стимуляцию микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица) и.п. – стоя. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Ладонь одной руки положить на голову. После глубокого вдоха негромко произнести звук (в) до полного выдоха воздуха из легких. Повторить 4 раза.
2. (на стимуляцию микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи) И.п. – стоя, расслабив тело и положив ладонь одной руки на шею спереди. Вдох. На выдохе произнести негромко и предельно долго звук (з). 4раза.
3. (на микроциркуляцию крови и обмена веществ в области грудной клетки).И.П. стоя, расслабив все мышцы и закрыв глаза. Ладонь положить на грудь. Вдох. На выдохе произнести долго и негромко звук (ж).4 раза.
М.Р. Старичок Домовичок, мы настроились!
Старичок –Домовичок. Тогда послушайте, что звенит в моих кладовых. (Звенит)
Дети.(Колокольчик и т.д.)
Домовичок. Как вы быстро отгадали, действительно колокольчик.
М.Р. Какой колокольчик необычный (немного рассматривают, звенят) Из чего сделан, будет сейчас звенеть? с помощью чего получается звук – звенит язычком, который должен коснуться стенок колокола. Мы его поставим, а сами как колокольчики позвеним. А теперь по кругу друг за другом, повторяйте за мной.
Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили»
Дили-дили, дили-дили! Колокольчики будили |
Дети произносят «динь-динь!» на разной высоте в высоком регистре |
всех жуков, | произносят «ж-ж-ж» на продолжительном выдохе. |
Пауков | произносят «х!х!..» на коротком Энергичном выдохе. |
И веселых мотыльков. | Делают glissando легким, нежным Звуком вверх и вниз на гласную (у) |
Дили-дили, дили-дили! | Произносят «динь-динь!» на разной Высоте в высоком регистре. |
Всех зайчат, | произносят «бл-л-л» в высоком Регистре на длительном выдохе. |
Всех ежат, | произносят «ф…ф..» резко выдыхая Энергично работая диафрагмой. |
Всех ленивых медвежат. | Произносят «р-р-р», пропевая Восходящие трихорды |
Дили-дили, дили-дили! | Произносят «динь-динь!» на разной Высоте в высоком регистре. |
Встали все, кого будили. | Кричат «Ура!» и поднимают руки. |
(В.Данько) |
(Звучит грустный звук на скрипке).
М.Р. Мы веселимся, а кто-то плачет. Какой инструмент так печально поет? (скрипка)
Домовичок. Это один из моих инструментов. (подает скрипку)
М.Р. Какая изящная скрипка. Присядем на коврики, полюбуемся на нее. Что у скрипки есть? (струны, смычок)
Скрипка – струнный смычковый инструмент. Представим, что наш язычок, это смычок.
Артикуляционное упражнение.
(язычок толкает щеки изнутри – смычок в футлярчике, покусали язычок – подготовили смычок к игре, провели язычком по зубкам — смычок играет)
Звук скрипки очень похож на человеческий голос, поэтому нам легко различить, какие эмоции она передает. Послушайте(играет печально), какое настроение вы услышали, покажите его, а сейчас (весело), покажите. Это настроение (злое). Кто из вас хочет провести смычком по струнам.(немного играют) играть на скрипке сложно, надо учиться в музыкальной школе.
Как называют музыканта, играющего на скрипке. (Скрипач) Положим скрипку к колокольчику.
Домовичок. Есть у меня один инструмент, тяже-елый такой, не могу поднять. Вот он – в мешке.
М.Р. Поможем Домовичку,а заодно и узнаем, что за инструмент. ой какой тяжелый, пощупайте, что это может быть,? (дети предполагают) Угадали! Труба корнет – духовой инструмент, а почему духовой (потому что в нее нужно дуть)да, чтобы извлечь звук, в нее надо подуть. Покажите, как вы можете дуть, но щеки не надувайте. В мешке ещё что-то есть. Что это? (дудочки, свистульки).Это внучата нашей бабушки трубы, игрушечные духовые инструменты. поиграем с дудочками,а для этого встаньте в один ряд. (раздает дудочки) как поиграем, я вам покажу.
Вдох. Пока выдыхаем, идем вперед. Возвращаемся назад , делая короткие выдохи. Сделаем вместе. Другая игра — делаем длинный выдох на один шаг, два коротких. Смотрите, а потом повторим все вместе. Как замечательно и дружно у нас получилось
Дыхательное упражнение.
М.Р. Возвратим внучат бабушке трубе. Обрадовалась бабушка внукам (дует в трубу)если на скрипке играет скрипач, то на трубе ….трубач. Умницы, догадались. положим трубу.
Домовичок выбрасывает сверху листок с ребусом.
М.Р. Ой, старичок – домовичок приготовил нам рисунок. (садятся на подушечки) Какой-то музыкальный инструмент здесь зашифрован. Круг, и тарелки или монетки, шумят, а это рука (бубен)
Старичок – домовичок, мы расшифровали рисунок, это бубен.
Домовичок. Слышу уже что отгадали, полюбуйтесь моим бубном.
М.Р. рассмотрим этот старый бубен, присаживайтесь. Кажется, кто-то шуршит под бубном (поднимает бубен, а под ним Петрушка )
М.Р. Кто это спрятался?
Петрушка. Здравствуйте! Вы меня узнали? (Петрушка)
М.р. Здравствуй, не только узнали, но и можем нарисовать твой портрет необычно.
Петрушка. Как необычно?
М.Р. Нарисуем портрет звуками!
Лицо – о
Глазки –ю
Веснушки –у-у-у
Ротик – и-и
Колпачок –их!
Нос – штро-бас
Петрушка. понравились мне ваши портреты, хочу с вами поиграть. Пока звучит музыкальная фраза, я выглядываю, с окончанием фразы прячусь.
Послушайте, потом повторите. (песня львенка)
Упражнение на развитие речевого дыхания
М.Р. Послушайте, какой ритм отобьет на своем любимом инструменте Петрушка.
Упражнение на развитие ритмического слуха.
Может бубен загреметь (2р)
Может бубен зазвенеть (2р)
Бубен, бубен позвени (2р)
Всех ребят повесели(2р)
Петрушка. Какие вы молодцы, мне очень понравилось, как вы отбивали ритм. Отгадайте загадку:
В руки ты её возьмешь, то растянешь, то сожмешь,
Звонкая, нарядная, русская двухрядная,
Заиграет, только тронь, а зовут её.. (гармонь)
Петрушка. Спрошу у Старичка Домовичка, можно у него гармошку взять, вам показать.
М.Р. пока Петрушка ушел за гармошкой, я хочу познакомить вас вот с таким инструментом. Смотрите, это похоже на гармонь? А если сделать так, чем похоже ?– звук извлекается с помощью меха, как в гармони. Это камертон для настраивания гармоник. Его придумал мой дедушка Слинкин Павел Терентьевич ему так нравились русские гармоники, что он сам их научился делать и стал гармонный мастер нашего г.Тобольска. Положу камертон к инструментам.
Домовичок. Про гармошку-то забыли?
М.Р. Нет, нет, не забыли!
Домовенок. Ну держите, повеселите меня. Я люблю, когда Петрушка мне играет на гармошке.
Игра на гармонике.
М.Р. Петрушка нас повеселил, а мы как его можем порадовать? Выучим для него короткую песенку.
Я Петрушка молодец,
На макушке бубенец.
Выйду, выйду, попляшу
Позабавлю, посмешу.
Учат, (повторите, дальше слушайте, теперь под музыку)
М.Р. потанцуем под музыку.
М.Р. Сколько мы увидели и услышали инструментов. Какой молодец Старичок — Домовичок. Он так бережно относится к старым инструментам, что на них до сих пор можно играть. Вспомним, как они звучат. Что это -Колокольчик – динь, динь (показывают), скрипка – тили, тили, труба –ту-ру-ру, бубен –бум, бум, гармошка тра –ля-ля. Вы знаете, как называется, когда все инструменты играют все вместе? (это оркестр) Устроим с вами веселый оркестр. Сейчас я буду петь, только услышите, о каком инструменте пою, покажите его.
Речедвигательное упражнение «Веселый оркестр».
Дружно наш оркестр играет,
Все о музыке он знает.
Нежно скрипочка поет,
За собой она зовет. (тили-тили)
Трубы громко затрубили (ту-ру-ру)
Ну и бубны в такт забили. (бум-бум)
Следом дудочка дудит ( ду-ду-ду имитируют игру на дудочке)
колокольчик зазвенит. (дзинь-дзинь)
Ну, а звонкая гармошка
веселила всех немножко. (тра-ля-ля)
М.Р. как мы дружно и весело поиграли, можно и отдохнуть. Сядем на коврики
Релаксация.
Представьте теплый летний день. На небе такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы поднимаетесь все выше и выше, к самым облакам. Ваши руки легкие, легкие, ваши ноги легкие, все ваше тело становится легким как облачко. Вам хорошо и приятно. Но вот облако опустило вас на поляну. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Как мы хорошо отдохнули на облачке.
М.Р. А что мы забыли сказать Старичку – Домовичку? Подойдем к дому.
Спасибо, старичок – Домовичок.
Домовичок. Пожалуйста, Любите и берегите музыкальные инструменты., а я хочу вам сделать подарки на память они помогают развивать наше дыхание. До свидания.
М.Р. Попрощаемся необычно. До свидания(прохлопаем)
М.р. Мне так приятно было с вами общаться, я очень рада, что познакомилась с такими интересными ребятами. Пройдем в группу и поиграем с подарками Домовичка.
Добавить комментарий