Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием элементов системы Монтессори

«Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием элементов системы Монтессори»  Из опыта работы воспитателей
МАДОУ «Детский сад комбинированного
вида №29» г.Тобольска
Чуприковой Е.Г., Полуяновой Н.В.

«Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием элементов системы Монтессори»

Вот уже почти век имя Марии Монтессори (1870-1952) — психиатра и психолога, опытного детского врача и философа, неутомимого ученого-исследователя и страстного подвижника новых гуманистических идей приковывает к себе неослабевающее внимание общественности, причем не только педагогической.

Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное — это отсутствие равнодушия, она не покрывается архивной пылью. Педагогика Монтессори продолжает привлекать все больше педагогов, детей и родителей. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную систему, в мировом опыте еще не было.

Свою работу по внедрению системы Монтессори мы начали с изучения программы. В основе программы лежат сензитивные периоды жизни ребёнка, которые ориентируют нас на специальную работу в эти периоды. При этом стараемся учитывать основные принципы педагогики Монтессори.

Первый принцип — принцип свободы.

Свобода ребенка проявляется в его деятельности. Со свободой очень тесно связана и дисциплина. Дисциплина по Монтессори должна быть деятельной, свободной, активной. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности.

Ребенку не надо препятствовать в выборе его самостоятельной работы. Дисциплину Мария Монтессори трактовала как активность, которая контролируется самим ребенком, а не налагается извне педагогом.

Второй принцип — принцип самостоятельности.

Свобода детей ведет к развитию детской самостоятельности.

Третий принцип — принцип воспитывающего обучения.

В каждом обучающем упражнении должны быть элементы воспитания, т.к. главное Монтессори «воспитание».

Четвертый принцип — индивидуального воспитания и обучения на основе самоконтроля и взаимопомощи «научи другого».

Пятый принцип — поляризация внимания.

Это значит глубочайшее проникновение ребенка в суть дела, не обращая внимания на окружающие объекты, т.е. способность к внутренней собранности, ребенок себя строит сам, самостоятельно и индивидуально.

Развитие ребёнка до 3 лет — это особый период становления органов и систем, и, прежде всего функций мозга. К 3 годам мозг достигает 80% взрослого потенциала. Именно в эти годы происходит закладка основных черт характера, становление личности в плане проекции себя в мире «я сам», соотношения себя и мира.

В этом возрасте у малышей происходит интенсивное формирование опорно-мышечного аппарата, развитие всех физиологических систем организма и психики, раскрытие способностей. Ребенок готов всё осваивать. Его очень легко научить именно в этом возрасте, когда он готов действовать с предметами, совершив важнейшее действие, — обозначив собственное «я».

При организации образовательного процесса, подборе игр учитываем особенности психической сферы у детей раннего возраста и ориентируемся на реальный уровень развития ребёнка. Для этого создаём специально подготовленную культурную развивающую среду, основанную на системе саморазвития ребенка по методике М.Монтессори.

Эта среда позволяет ребенку в собственном темпе и ритме, безболезненно, развивать сенсорную деятельность, психические процессы и познавательные способности.

Сенсорный материал представляет собой систему предметов, организованных в соответствии с определенными свойствами физических тел, таких как форма, цвет, вес, температура.

Работая с материалами, такими, как Цилиндры-вкладыши, Сенсорные рамки, Коробочка тактильных ощущений, Чудо-коврики, Цвето-гусеница, дети тренируют три пишущих пальца, развивается и утончается моторика пальцев и мускул рук, в упражнениях соединяются движения руки с работой интеллекта.

В играх с водой у детей развивается концентрация внимания, координация глаз и рук, тренируется мелкая моторика пальцев рук.

Создав развивающую среду и перейдя в роль наблюдателя или, в крайнем случае, помощника, мы как бы передаём всю активность ребенку. Чем свободнее ребенок, тем больше самостоятельности вырабатывается в нем. Основной принцип в работе с детьми: ребенок должен прийти к пониманию явления сам.

Данный принцип мы доносим до родителей наших малышей, т.к. система Монтессори ставит в центр деятельности ребёнка, а семья – это самая важная составляющая развития ребёнка. Именно в дошкольном детстве на каждом этапе развития основную микросреду для ребенка составляют семья и детский сад, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для развития детей. Сотрудничество с родителями осуществляем при помощи разных форм и методов по различным темам («Преимущества системы Монтессори», «Сделать за ребёнка или помочь ему?», «Счастливый ребёнок – самостоятельный ребёнок», «Помоги мне это сделать самому!»), что позволяет повысить социальную компетентность и педагогическую культуру родителей воспитанников.

Плодотворное взаимодействие педагогов и родителей нашей группы строится на желании:
— понять ребенка и его индивидуальные особенности для дальнейшего развития;
— строить отношения любви и доверия между членами семьи.

Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики.

Отличие методики Монтессори от Программы детского сада состоит в способах взаимодействия воспитателя с детьми, в способах подачи материала, в выборе основных развивающих материалов, в дисциплинарных акцентах во время организации деятельности и т.д.

Использование элементов системы Монтессори, по нашему мнению, отвечает требованиям времени при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и даёт возможность строить педагогический процесс с учетом специфики дошкольного образования.

«Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием элементов системы Монтессори»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка на робота *

Наши фото

Тёплый весенний праздник